Откровенно о работе и не только :)

Мысли вслух об управлении бизнесом, людьми и самим собой

Про евро, Европу... да и про всех остальных тоже, если честно
[info]business_dude
Наткнулся в свежем номере Эксперта на цитату из выступления президента ФРГ Кристиана Вулфа на свежепрошедшей конференции нобелевских лауреатов по экономике: 

"Мы не только не победили причины кризиса, но и не можем сказать, что идентифицировали и тем самым преодолели опасность. Ситуация, которую мы наблюдаем - это эффект домино. Сначала банки спасали другие банки, потом государства спасали банки, теперь группы государств спасают государства. Кто, в конце концов, спасет спасателей?"

Весьма красноречивое, меткое и откровенное высказывание. Однако ж, если его принять за правду (а на правду оно ой как похоже), остается непонятным ответ на главный вопрос: где рыть нору? И поможет ли она....

:)
  • В избранное

(без темы)
[info]business_dude
Оправляясь от совершенно непонятной болячки (не то простуда, не еще что-то аналогичное), вызванной, по-видимому, истощением иммунитета от перенапряга на работе (спал по 3-4 часа в день несколько недель подряд, работал по выходным и все такое-прочее), с кристалльной ясностью осознал важное.

А именно - в жизни надо заниматься тем, что нравится. Работа - яркий тому пример. Ибо нефиг заниматься тем, что надо делать только из-за денег.

Иначе будешь либо халтурить, либо страдать духовно. И то и другое - неправильно. Халтурщикам мало платят и первыми увольняют. Не говоря уж о том, что собственный бизнес халтурщик никогда не построит. А духовные страдальцы рано или поздно скатываются в халтуру, т.к. запас прочности души все равно конечен :)

А вот ежли работа причиняет удовольствие - тогда да... во главу угла ставится даже не результат, а - процесс... и он сам собой совершенствуется, приводя ко все лучшему и лучшему результату. Что, в итоге, и вознаграждается гораздо лучше.

Ну то есть мозгом-то я это понял еще лет десять назад (не так чтобы сильно рано, кстати, уже после 30), но вот настолько явное осознание случается редко. На этот раз диагностировал его по мысли "как же хорошо, что до командировки выздороветь успею, не придется ничего отменять...".

А вообще, давненько не писал я тут ничего, надо бы возобновить, наверное.

О чем надо подумать ПЕРЕД тем, как брать кредит
[info]business_dude
Пришло по почте спамом приглашение на блог о кредитных историях http://kredit.mirtesen.ru. Почитал-почитал... большинство народу жалуется что банки плохие, коллекторы - "ваще козлы" и т.д и т.п. В конце концов не сдержался и написал мааааленькую памятку "идущему за кредитом", которую тут и выкладываю:

_______________
Читаю некоторое время этот блог, и создается впечатление, что инициаторами тем в подавляющем большинстве являются люди, имеющие серьезные проблемы с кредитами. Бывает, правда. А вот среди читателей таких хоть и много, но все же не подавляющее большинство.

При этом - да, банки и коллекторы порой ведут себя безобразно, противозаконно и т.п., но и заемщики часто делают откровенне глупости, в том числе и просто по неграмотности.

Вот и подумалось, что будет интересно обсудить не только то, как выпутываться из сложных ситуаций, но и как спокойно (и грамотно) жить с кредитами или без них. Тогда и выпутываться не придется.

Для начала напишу свое видение.

Кредит нужно брать только если:

1. Вы четко знаете, на что он Вам нужен. Просто "нужны деньги" - не катит, будут проблемы.

2. Предмет кредита является для Вас жизненно необходимым (т.е. стоит жесткий вопрос жизни/здоровья) или однозначно и четко необходим для повышения вашего заработка. К кредитам на образование я тоже отнесся бы с осторожностью, если это только не работа вашей мечты, по которой еще и ожидается дефицит кадров.

3. Вы провели анализ своих финансов, прочитали все буковки в банковском договоре (даже мелким шрифтом, там иной раз встречаются фразы, после которых стоит бежать из этого банка без оглядки) и пришли к выводам, что:

  • ваших свободных доходов (т.е. оставшихся после уплаты всех необходимых расходов, включая питание, проезд, одежду и т.п.) с запасом хватает для обслуживания и погашения кредита
  • у вас есть "запас прочности" на случай потери работы хотя бы одним членом семьи (берите наихудший вариант - того, кто больше зарабатывает): оцените сколько времени он/она будет искать работу, каков будет кассовый разрыв за это время и т.п. Иными словами, должен быть запас денег "на черный день" - звучит парадоксально, но без собственных накоплений брать кредит не стоит :). Возможен также вариант с имуществом, с которым вы готовы расстаться в случае "плохих времен", только оцените его трезво, по реальной "рыночной цене".
  • Короче, доходы оценивайте по минимуму, расходы - по максимуму, и просчитывайте т.н. "стрессовые сценарии"

На что кредит брать глупо (на мой взгляд):

1. На машину (если вы не таксист/фермер и т.п., когда машина - средство для заработка). Хотите ездить на хорошей машине - ищите более высокооплачиваемую работу. Детей в детский садик можно возить и на старой девятке, для этого не обязательно иномарку покупать. В момент покупки будет хорошо, но готовы ли вы поставить против этого шанс не спать по ночам из-за непрофессиональных, а то и злонамеренных коллекторов?

2. На отпуск/свадьбу и т.п.

3. На бытовую технику и электронику: плазму там всякую, мобильники, ноутбуки, видеокамеры и прочую ерунду.

4. Короче говоря, на все, что покупается по принципу "хочу, но денег нет...". Ключевое слово - хочу, а не надо. Надо нормальному человеку гораздо меньше, чем хочется. На все что хочется - зарабатывайте, а не занимайте. Заодно и приоритеты для себя расставите грамотно :)

И, ни в коем случае, не перекладывайте размышления о том, что вам надо, на банк, магазин и т.п. - их задача продать... но ваша задача - не купить то что Вам продают, а комфортно прожить свою жизнь, имея все необходимое... и даже больше, будучи при этом спокойным и довольным, вот :)

P.S. Буду признателен за конструктивные дополнения, думаю результаты такого обсуждения будут многим полезны. Уже "попавшие" участники обсуждения - делитесь допущенными ошибками! Полагаю, что Ваш опыт сможет многим помочь и удержать от необдуманных шагов.

  • В избранное

О самоуверенности
[info]business_dude
На днях попробовал провести вебинар. По хорошо знакомой теме, в которой ориентируюсь... ну не как рыба в воде, конечно, но близко к тому.

Вебинар прошел ужасно. Нет, были даже довольные участники, говорили "спасибо" кое-кто писал благодарственные письма, запрашивал презентацию и всё такое... но по моим личным стандартам вебинар был проведен на два балла из десяти. Сужу по вполне четким критериям, несоблюдение которых неприемлемо для профессионала в данной области, каковым я себя имел наглость считать :)

А именно: (1) банально не уложился во время, (2) смог нормально расрыть только одну тему из четырех заявленных и (3) вебинар не принес никакого коммерческого эффекта. Пока не принес, по крайней мере.

Почему? Можно было бы оправдаться тем, что это первый мой вебинар и все такое, но... истинная причина проста и банальна - зазнался. И снизил требования к своей работе на этапе подготовки. Ну и что, что первый вебинар? Знал, что есть отличия, и серьезные? Знал. Мог нормально подготовиться, отрепетировать, устроить несколько тестовых прогонов, приспособиться к технологии вебинаров и сделать все хорошо? Мог конечно! Почему же не сделал? Да потому что привык к успеху и расслабился.

Оно конечно, статистика радовала: ни одного провального из почти 90 сложнейших тренингов за три года (с моей точки зрения, с точки зрения части клиентов и этот-то вебинар неплох был). Ведь, на самом деле, на "оффлайновых" тренингах при хорошем знании материала и хороших же тренерских навыках ничего не стоит вести значительную часть тренинга вообще без слайдов, только с флипчартом и заранее заготовленными кейсами-примерами. А по некоторым темам так даже и без них.

Для вебинара же это неприемлемо - в силу самой технологии основной фокус участников не на тренере, а на слайдах, увы... И результат - налицо. Остается лишь радоваться, что это был всего лишь бесплатный для участников часовой вебинар. Можно считать, что повезло - получил ценный урок малой ценой.

Тольятти собирается помогать в создании автомобильной моды европейцам и японцам
[info]business_dude
Это... даже не знаю как прокомментировать... но почитать будет любопытно. Полет фантазии, в любом случае, вдохновляет :)

ВЕДОМОСТИ

Русский стиль

Через 10 лет «АвтоВАЗ» будет помогать Renault-Nissan разрабатывать стиль ее автомобилей, а Lada станет популярной маркой в Европе — такой бизнес-план российского завода одобрили чиновники

АвтоВАЗ«должен стать не младшим, а равноправным партнером для Renault-Nissan, следует из презентации бизнес-плана завода от 26 февраля 2010 г., опубликованной Slon.ru.
Читать целиком

 


  • В избранное

Полезно для ищущих работу
[info]business_dude
Так уж повелось, что я периодически затрагиваю тему поиска работы.

Вот и сегодня, размышляя (в фоновом режиме, как обычно), о чем бы таком интересном написать, совершенно случайно наткнулся на очень любопытные материалы на сайте rb.ru под рубрикой "Тайный соискатель".

Название выбрано, видимо, по аналогии широко применяющейся в ритейле технологии "тайного покупателя", когда специально обученные (или хотя бы специально оплачиваемые) люди ходят по магазинам и добросовестно изображают из себя покупателей. Делают обычные покупки, задают сотрудникам магазинов всякие вопросы (которые может и должен задавать нормальный покупатель персоналу магазина), а потом - пишут отчеты всякие, впоследствии используемые руководством розничной сети для самых разных целей - от художественного вздрючивания сотрудников до выстраивания грамотной системы работы магазинов.

Вот тут нечто похожее пытаются проделать с работодателями. Впрочем, отличие все же есть - насколько я понял, по собеседованиям все же ходит не некий штат специально обученных профессионалов, а самые что ни на есть настоящие соискатели, которые впоследствии делятся своими впечатлениями. Что, на мой взгляд, существенно снижает достоверность и информации. Ибо единой базы для исследований все же нет.

Но почитать - любопытно:

ТАЙНЫЙ СОИСКАТЕЛЬ..

Закон о банкротстве физлиц - наконец-то...
[info]business_dude
Источник вроде авторитетный, так что безработным, но отягощенным кредитами товарищам можно понемногу начинать радоваться... однако порог в 50 000 рублей вызывает двоякое ощущение: с одной стороны, для жителя Москвы или Питера он, дейстительно, маловат, и может привести к безответственному отношению к кредитам. Что в конечном итоге будет вредно для гражданина. Просто вредно, по жизни.

Ибо отношение к кредитам должно быть вовсе не таким, какое привело его в саму ситуацию, при которой возникают мысли воспользоваться таким законом. С другой стороны, для жителя какого-нибудь небольшого городка в средней полосе - т.е. там, где нет нефти или еще чего полезного в недрах или заводов-газет-пароходов международного значения и капитала, 50 000 рублей - более чем солидная сумма, возврат которой в условиях кризиса может представляться весьма проблематичным занятием.

В любом случае, наличие такого закона - полезно. Посмотрим, что из этого в конце концов выйдет :)

ВЕДОМОСТИ

Дорогу банкротам

Премьер Владимир Путин поручил внести в Госдуму поправки, позволяющие гражданам объявлять себя банкротами и реструктурировать долг через суд. После двух лет забвения проект отнесен к антикризисным мерам

В подписанном Путиным плане антикризисных действий есть поручение правительству до июля 2010 г. внести в Госдуму проект, «устанавливающий реабилитационные процедуры в отношении граждан-должников».
Читать целиком
Эта статья в блогах[?]
allan999, fima-psuchopadt, ugfx



Разумные советы для экономных стартаперов
[info]business_dude
Наткнулся на хорошую статейку о том, на чем можно сэкономить малому и среднему бизнесу. Кое с чем не согласен, но большинство советов - весьма дельные и полезные, рекомендую:

Экономика старт-апа или как эффективно использовать средства на развитие бизнеса

 

image Как и куда вложить деньги для развития вашего проекта вы, скорее всего, очень хорошо понимаете. А вот начем можно с экономить? Первое, что приходит в голову - не снимать помещение, покупать дешевое оборудование и все в таком роде. Но, как говорят англичане, мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Плохие компьютеры выходят из строя и мы тратим время на их ремонт. Работа из дома может ограничить совместное творчество и возможности совместной работы. На чем же можно сэкономить, чтобы правильно вложить имеющиеся средства и не растрачивать на мелочи?




Читать полностью (ссылка на первоисточник)



О разделении ответственности... а точнее - о козлах отпущения
[info]business_dude
Однажды, давным-давно, меня позвали на собеседование. Предлагали ненормально много денег и скромную работу "главного аналитика" в крупном инвестиционном проекте.

Вдумчиво проанализировав открывшиеся перспективами и собрав чуток инсайда, пришел к простому выводу: людям просто нужен некто, на кого можно будет все свалить в тот момент, когда придет страшный (а он и правда непростой был) инвестор и грозным голосом спросит: "где деньги, Билли?".

Тогда можно будет с чистой совестью сказать: "это вот он, злой аналитик все неправильно нам сказал, а мы, бедные-несчастные, просто его дурацких советов послушали....."

К чему я все это? Да просто уж больно радует практика "разделения ответственности", кое-где практически поставленная на поток. Хотя, конечно, бывают и такие вот явные переборы:

"Провал России на Олимпиаде грозит неприятностями не только спортивным чиновникам, но и официальному партнеру Олимпийских игр в Сочи Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича" (см. ниже):

ВЕДОМОСТИ

Тягачев заявился в отставку

Провал России на Олимпиаде грозит неприятностями не только спортивным чиновникам, но и официальному партнеру Олимпийских игр в Сочи Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича

Президент Олимпийского комитета России (ОКР) Леонид Тягачев подал в отставку, сообщил руководитель пресс-службы ОКР Геннадий Швец, объяснив, что Тягачев решил взять вину за плохие результаты российской сборной на Олимпийских играх в Ванкувере на себя.
Читать целиком
Эта статья в блогах[?]
allan999, moi-novosti

  • В избранное

Правда о консалтинге
[info]business_dude
С этим приходится сталкиваться любому консультанту в более чем половине случаев. Понравилось как сформулировано и изложено.


Хотели как лучше...
[info]business_dude
Есть у меня один клиент в fashion-индустрии. Одеждой торгует, короче. Состоятельный человек, бизнес не мелкий... и кофе любит очень. Есть даже марка любимая - Lavazza. Только ее покупает, пьет и дома, и на работе. Не знаю уж что он в ней нашел, но любит. Вернее - любил.

Вчера общаюсь с ним, и делится человек такой вот простой и незамысловатой историей.

Пошел на выставку - проходит сейчас у них профильная "модная" выставка в Экспоцентре, название не помню точно. Ходил-ходил по павильонам, забрел в итальянский. Оно ему по работе надо, повторяюсь.

И тут - о чудо! Видит товарищ логотип своего любимого кофе, и - бегом туда. И правда, маленький закуток такой, приличный, стоят люди, кофе пьют. Везде логотипы любимой Лаваццы. Он обрадовался, пошел приобщаться... однако не все так просто оказалось. На входе стояла промо-гёрл. Ну из тех, которых на выставках на стенд сажают, чтоб прохожие за них взглядом цеплялись, а потом уж, авось, и на стенд внимание обращали.

Так вот эта самая промо-герл в данном случае, оказывается, выполняла помимо функций красивой выставочной мебели еще и функции секьюрити. И спросила у него "приглашение". Каковым, оказывается, являлся вовсе не билет на выставку, а некое специальное приглашение, которое нигде не продавалось, а только выдавалось. Где - непонятно. За деньги чашку кофе любимой марки купить там тоже нельзя было.

Не знаю, чего хотели добиться товарисчи из Лаваццы, согласившиеся на такой вот промо-шаг. Может быть, ощущения избранности.... может быть еще чего-то... Но в данном конкретном случае они добились только одного: прежде 100% лояльный к их бренду потребитель (не только частное лицо, напомню, он и в офис ничего кроме Лаваццы не закупал), вчера сказал мне, что он обиделся.

И - впервые за год нашего знакомства - поинтересовался у меня, как у такого же заядлого, но менее консервативного любителя кофе, какие еще распространенные марки я бы поставил рядом с его "ранее любимой" (дословная цитата).

Вот, собственно, и вся история.

Мысли на салфетке - 3: эмоции и способность трезво взглянуть на вещи.
[info]business_dude
Вчера во второй половине дня меня посетило уныние: что-то месяц (февраль) по денежному потоку получается неважный. Притом что январь был еще хуже.

Однако, совладав с наплывом эмоций, посмотрел на вещи трезво... и вышла интересная картина.

Да, январь был плохим. Февраль лучше, но тоже не очень. Результат - эмоции.

Однако плохими они были только с точки зрения денежного потока. Что весьма характерно для моего бизнеса в этот период.

В качестве само-терапии взял салфетку и быстро-быстро посчитал проданные в феврале услуги. Проданными считал те проекты, про которые с клиентами согласованы конкретные сроки и деньги за конкретную работу. Получилось три (!) оборота, характерных для хорошего месяца в прошлом году.

Обрадовался. Потом посмотрел повнимательнее... чуток снизил цифры, с запасом на всякое непредвиденное. Умножил получившийся результат на 75% вероятность (а вдруг кто-то все же откажется?)... все рано получились два хороших месяца из прошлого года.

Оптимизм и радость приугасли, но рабочий настрой сформировался. И - февраль еще не закончен!
  • В избранное

И снова о поиске работы: собеседования
[info]business_dude
Давненько я не размещал ролики о том, как проходить собеседования...

Однако на этот раз - о том, как их правильно проводить:


Мысли на салфетке - 2: недо-пере-оценка при планировании
[info]business_dude
Недавно наткнулся на цитату:

"Большинство людей переоценивают то, что они могут сделать за год, и недооценивают то, что они могут сделать за 10 лет ".

Цитата была в тексте про личные цели/достижения/финансы, но я в этот момент был занят попытками спланировать развитие собственного бизнеса, и потому мысль отклонилась именно в эту сторону. А поскольку профессия все же - бизнес-тренер/консультант, родилась очередная порция "поучительных мыслей на тему":

1. Отчего бизнес-планы почти всегда не выполняются?  По-видимому, оттого, что люди переоценивают то, что они (и/или их организация) могут сделать за один год. А год - это как раз типичный горизонт для бизнес-планирования. Вот и переоцениваем.... Осторожнее надо планировать, сдерживая порывы фантазии.
2. Отчего стратегические планы редко пишутся как следует? Отчего вообще вся тема стратегического планирования очень-очень часто рассматривается со смесью скептицизма и юмора? Да просто оттого, что люди (и управляемые ими организации) недооценивают масштаб тех целей, которые могут быть достигнуты при надлежащем долгосрочном планировании. А оно, между прочим, обеспечивает ни что иное, как фокусировку усилий на самых важных целях в течение длительного времени.

Это как увеличительное стекло: оно собирает солнечные лучи, но.... если точку фокусировки подержать на дереве недолго - оно осветится и только. А если долго - обуглится, загорится и т.п.

Так будем же осторожнее в своих бизнес-планах, и смелее - в планах стратегических.

О как завернул )))
  • В избранное

Мысли на салфетке
[info]business_dude
Заспорили с партнером о схемах планирования и отчетности, родилось на фоне эмоций:

План должен быть:
- простым (чтоб понятно было что конкретно делать надо)
- выполнимым (чтоб те, кому предстоит делать, подписались под тем что сделать смогут даже если им за невыполнение пообещают оторвать всё что плохо висит)
- вдохновляющим (чтоб и тем кто платит, и тем кто делать буде - хотелось за это платить и над этим работать)

Отчетность должна быть (пофиг требования к фин. отчетности по US GAAP/IFRS и т.п.):
- подробной (чтоб понятно было - кому, за что, и что именно отрывать. или, наоборот, платить)
- достоверной (чтоб не приходилось потом пришивать ошибочно оторванное или гоняться и отнимать ошибочно заплаченное)
- своевременной (чтоб отрывания и выплаты способствовали выработке условного рефлекса к ответственному планированию и хорошей работе)

Эмоции у руководителя: орать или промолчать?
[info]business_dude
ИМХО, один из самых важных личностных навыков хорошего руководителя - умение властвовать над своими
эмоциями.
Или хотя бы досчитать до 10 (ну как минимум до трех) прежде чем их проявлять.

Огромное количество сделок было загублено из-за скороспелых эмоциональных реакций. Огромное количество непрправимых, нанесших фатальный вред общему делу обид подчиненным нанесено в состоянии бессмысленного, бездумного и неконструктивного сиюминутного психоза руководителя.

А если эмоции надо проявить?

Если дела действительно дрянь, и наорать - самое время? Если есть сотрудник(и), которым надо, чтобы на него орали? Тогда вот мое личное мнение: орите, топайте ногами и плюйтесь! Только это должны быть обдуманные и осознанные действия, в отношении которых Вы (1) осознаете, зачем это делается, (2) дозируете усилия - чтобы достигнуть именно желаемого эффекта, а не "перегнуть палку", (3) можете осознанно остановиться или по ходу действа скорректировать поведение.

Иначе слишком уж велик риск из руководителя превратиться в базарную бабу, уделом которой является выплескивание своих сиюминутных настроений, а потом - горестные воздыхания о том, что "жизнь не удалась".

Лично мой алгоритм таков:
1. Если тянет заорать - ни в коем случае не делать этого в первый момент. СТОП!
2. Быстро (насколько это возможно, но - максимально быстро) успокоиться. Хотя бы погасить первый наплыв эмоций. В этом лично мне помогает мгновенная самодиагностика, например оценка напряженных мышц (в подобном состоянии обязательно приходит в напряжение одна из групп мышц - шея, пресс, спина и т.п.) и ее сознательное расслабление. Переходить к п.3 до тех пор, пока не схлынет первый вал эмоций бессмысленно: в состоянии эмоционального взрыва (даже если он еще не вылился наружу) критичность мышления отсутствует напрочь.
3. Оцениваем причины происшедшего негативного события: халатность, злой умысел, глупость, недостаток информаци и т.п.
4. Вспоминаем (если есть что вспоминать) прошлые ситуации и опыт оказания воздействия на этого конкретного человека (или людей). Если каким-то образом воздействовали уже хотя бы пару раз и желаемый эффект не достигнут - надо придумывать что-то другое. "Делая снова и снова одно и то же, глупо ожидать отличающегося результата..."
5. В зависимости от результатов п.4 - планируем и оказываем воздействие. Если по результатам п.п. 3 и 4 эффективным выглядит акустический удар (т.е. стоит наорать) - орем. Осознанно, громко и с полной самоотдачей, но четко зная, зачем мы это делаем, и насколько сильно надо наорать именно на этого человека, чтобы получить желаемый результат.

Главная проблема описанной схемы в том, что ее применение занимает время.

Однако при небольшой тренировке его удается снизить до 1-3 секунд, анализ начинает проводиться почти автоматически.

А вот самое сложное - реализовать п.1, т.е. остановиться в тот момент, когда тянет орать и топать ногами. Но этот же пункт и самый важный, ибо если он не выполнен - хороший руководитель превращается в ту самую тетку на базаре, которая сначала делает, а потом (в лучшем случае) пытается придумать, как исправить содеянное.

Где-то так.
  • В избранное

Характеристика хорошего стартапера
[info]business_dude
Пару дней назад встретился с человеком, которому комфортно жить только в условиях стартапа. Эдакая разновидность адреналиновой наркомании, наверное.

В ходе непринужденной беседы родилась аналогия:

Обязательная черта хорошего стартапера - умение с одинаковым вдохновением разгребать текущее отовсюду дерьмо и планировать видение светлого будущего.

Получается, что хороший стартапер сильно похож на увлеченного своей работой художник-ассенизатора. Редкий типаж, надо признаться.

Заслуги запоминаются, просчеты - записываются, часть II
[info]business_dude
От так-то.

Тойота отозвала фигову тучу машин и пытается восстановить свою репутацию. Однако делать это ей предстоит еще долго и упорно.

На создание репутации ушли десятилетия, а для... не полного разрушения, но существенного снижения - оказалось достаточно нескольких лет.

На ликвидацию последствий уже потрачено два миллиарда баксов. Но основные последствия - в головах потребителей, и оттуда они вымываются меееедленнннооооо.....

Вот вам и кризис. В рамках одной отдельно взятой компании, сделанный своими собственными руками.

Подробнее:


  • В избранное

Цена телефонного звонка
[info]business_dude
Интересная и поучительная ситуация

У моего коллеги сегодня должен был начаться пробный проект с клиентом. Но не начался.

Для лучшего понимания ситуации опишем вводные:

1. Клиенту нужно выполнить некую работу, квалифицированного персонала для этой работы у него нет. Одна из стандартных ситуаций для приглашения консультантов - не потому что нужен некто "крутой", а потому, что есть работа, но для нее не нужен постоянный сотрудник (или таковых сложно/дорого найти).

2. Клиент уже обращался к более дешевым и менее опытным специалистам, остался недоволен качеством работы и обратился к моему коллеге.

3. Коллега - достаточно востребованный специалист с хорошей репутацией. Предложил начать с мини-проекта, в ходе которого помимо решения чисто деловых задач произойдет "притирка" друг к другу с точки зрения взаимодействия вовлеченных специалистов, схемы обмена информации, согласования результатов, и т.д и т.п. Ну и оплаты, конечно. А по итогам этого мини-проекта он уже оценит основную часть работы, с учетом собранной информации выставит реалистичное предложение по срокам и цене. Вроде бы все логично.

4. Договорились начать сегодня в 12:00, назначили встречу в офисе у клиента.

Сегодня утром:

=> Коллега приезжает в офис к клиенту ровно к 12:00 и узнает, что клиента нет на месте

=> Коллега делает звонок клиенту и слышит: "ой прости, я забыл.... сегодня точно ничего не получится, давай перенесем. на когда - не знаю, завтра обсудим и скажу"

=> Реакция коллеги: "#$@%, да мне что, делать нехрена больше, чем к нему в офис запросто так кататься? Я, между прочим, на это время от другого проекта отказался! И вообще - это пробный проект, по которому я буду выставлять предложение на основную работу. Короче, до этого я хотел работать по схеме 50% предоплаты и умеренным расценкам...а теперь мы "попробовали", и с таким клиентом работа будет вестись по 100% предоплате и по полуторным расценкам."

Упс. Получается двоякая ситуация:
1. Клиенту достаточно было сделать один-единственный звонок, предупредить заранее, и цена на основной проект была бы в полтора раза ниже. Речь не о копейках, услуги коллеги недешевы. Клиент, конечно, может выбрать другого консультанта, но тогда снова придется идти на риск неизвестной квалификации подрядчика, а у этого конкретного человека репутация уже есть, и заслуженная.
2. Коллега - тоже хорош. Мог бы позвонить перед выездом и уточнить - в силе ли договоренность о встрече. Хотя, конечно, это договоренность о первой встрече по проекту, проект пробный, и пунктуальность во взаимодействии - тоже тема для исследования на этом этапе. Но все же...

Есть, конечно, вероятность того, что наблюдается попытка неформально "прогнуть" консультанта еще до начала проекта, но другие симптомы говорят против этого.

Итого: один-единственный несделанный телефонный звонок может стоить:
- клиенту: 50% от суммы проекта. Речь идет не о баснословной сумме, но и не о копейках.
- консультанту: возможность потерять проект, если он будет упорствовать в своем желании ужесточить условия работы для клиента. клиенты-то народ чувствительный )))

Простой бытовой пример, однако довольно распространенный. Не факт, что клиент даже осознал, что он только что попал на 50%-ю "страховочную" надбавку к цене за услуги только потому, что показал себя ненадежным во взаимодействии. Не факт, что консультант, за розовыми очками своей "гениальности" и "репутации", также осознает, что прежде чем вести себя так, как он запланировал, надо хорошенько подумать - а будет ли клиент работать с ним на новых условиях?

Но ситуация - знакомая. А цена кажущегося нам неважным телефонного звонка в иных обстоятельствах может быть намного выше описанной.

Рубим хвост по частям, или уроки кризиса
[info]business_dude

Прежде всего: заметка написана ровно год назад под впечатлением от увиденного в нескольких компаниях (в заметке речь идет об одной, но это собирательный образ). Не размещал раньше потому, что уж больно много в ней эмоций, боялся быть совсем необъективным.

 

Итак,

__________________________

 

Мои "записки юного натуралиста" все полнятся и полнятся новыми наблюдениями за гениальными управленческими решениями некоторых руководителей, принимаемыми для грамотного ведения корабля их бизнеса по бурным волнам кризиса. Во как завернул!

 

Однако даже в моем, к 40 годам кое-что повидавшем и осмыслившем разуме, порой не умещается вся гениальность замыслов некоторых "Великих Кормчих". И закрадывается крамольное сомнение: а не отключился ли мозг и у этого "великого мыслителя"?

 

Мысль крамольная до невозможности, ибо возникла по отношению к "святая святых": руководителям крупной компании, известной своими передовыми разработками в области управления.... Что же я вижу сейчас? Эти светочи знаний, средоточия экспертизы и опыта в области управления взялись всерьез бороться с кризисом. Причем в своей гениальности они, безусловно, пошли намного дальше своих коллег/конкурентов, и изобрели совершено нестантадртный шаг: СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ! Причем как стратегический приоритет.

 

Есть еще как минимум столь же фантастически передовые методы борьбы с кризисом, например - "надавать всем по башке". Еще один, безусловно, новаторский путь борьбы с кризисом - инициировать целый ряд огромных внутренних проектов, на которых задействовать как можно больше незанятых на работе для клиентов специалистов. Обмолвлюсь, таковых «специалистов» - СОТНИ.

 

Впрочем, эти, бесспорно, гениальные методы все же меркнут перед первым: сокращение затрат. Причем - ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ! Также поражает степень самоотречения этих титанов мысли: ради стратегической цели они готовы пожертвовать даже самым дорогим: работающими на них людьми! Ничего, что некоторые из увольняемых являются уникальными специалистами, ничего, что за работу большинства из них клиенты платят деньги... «Живые» и неплохие деньги, надо заметить. Главное - стратегическая цель сокращения затрат. Но и это еще не все! Они искренне думают о людях, которых отправляют на улицу! Поэтому выгоняют их не большими партиями, а понемножку - по 10 - 30 человек за раз. И всего один-два раза в месяц.

 

И вот тут-то у меня и возникли главные сомнения. Ведь те, кто остаются, видят весь процесс, все волны увольнения, одну за другой... И ждут-гадают, кто же из них будет следующим. Вряд ли это хорошо сказывается на работе. Подозреваю, что вместо выполнения своих текущих обязанностей значительную часть усилий оставшиеся сотрудники посвящают поиску "запасного аэродрома". Нет, возможно, в недрах разума талантливых руководителей зреет тщательно проработанный план повышения производительности труда оставшихся сотрудников посредством запугивания их увольнением... Но для этого остающиеся люди должны знать четкие критерии: "сделаешь то-то - останешься, не сделаешь - в группе риска".

 

А так... Прошла первая волна сокращений, вторая... Пятая... И еще будут, потому что «рубить хвост по частям» по мере его загнивания - пагубная практика. Надо бы хоть с небольшим, но опережением, пока есть накопленный "жирок". Рубануть раз, но с запасом, чтоб накопленных запасов хватило на перестройку компании под новые условия, и снова в бой. А пока получается наоборот: «ай беда какая, хвост гнить начал...» Надо бы гнилую часть отчекрыжить. Чик. Ой, опять гниет... Давайте еще пару сантиметров отрежем? При этом средств и времени на то, чтобы осмотреться, определить новые приоритеты и перегруппировать ресурсы - просто не остается. Да и желания у людей тоже, после пятой-то волны сокращений... Так рано или поздно придется очередную пару сантиметров уже не от хвоста, а от шеи отрезать... Операция, надо сказать, для жизни весьма опасная.

______________

 

Повторюсь: статья писалась примерно год назад под впечатлением от увиденного/услышанного в первые месяцы кризиса. Тогда она показалась мне излишне эмоциональной. А несколько дней назад встретил человека, работающего в одной из компаний, на основе которых писались эти строки. И решил выложить.

 

Потому что картина на сегодняшний день там примерно такая: уволенные люди (а среди них были действительно высококлассные специалисты) бросали свои дела, вставали и уходили. Некоторых даже заставляли поступать именно так - типа "ты уволен, вставай и уходи сейчас же!".

 

Оставшиеся (те из них, кто поэнергичнее) принимались за (1) работу, подхватывая упавшее знамя, и (2) так же рьяно - за поиски новой работы. Прочие оставшиеся либо просто начали искать работу, либо вообще переставали чем-либо заниматься, апатично ожидая развития событий.

 

На данный момент по сравнению с предкризисным состоянием: фирма сдулась примерно в три раза. Это больше чем конкуренты, проводившие более взвешенную политику. Оставшиеся люди делают вид, что пытаются распутать тот клубок недоделок, косяков и висяков (о причинных – см. выше), который лежит на фирме огромным грузом. На самом деле большинство из них всего лишь делает вид, что пытается что-то разгрести.

 

Значительная часть толковых людей из тех, кого не уволили, либо уже ушла, либо продолжает искать работу и все равно уходит. А те, кто все же остался, устали настолько (в первую очередь морально), что ни о каком развитии бизнеса, даже при намечающемся подъеме рынка, речи уже не идет - сил не осталось.

 

Вот так.


О вреде душевного комфорта
[info]business_dude
В субботу дочь на час ошиблась со временем занятий в танцевальной студии. Почему? Да просто потому что сегодня занятие было на час раньше чем в прошлую субботу. А преподаватель не позвонил. Ответ на вопрос о том, почему она сама не позвонила, состоял из двух частей: (1) "ну в прошлый же раз занятия были в час дня!", и (2) "я стеснялась, а вдруг он меня за дуру примет...".

Ну, первая-то часть понятна и проста, а вот на второй я хотел бы остановиться. Дело в том, что вот эта самая штука - "а что обо мне подумают?" - очень часто и сильно мешает в жизни (в том числе в работе) взрослым и зрелым людям. Особенно явно это проявляется в продажах.

- Василий, Вы позвонили клиенту такому-то?
- Нет, а что я ему скажу? Я даже не знаю, как к нему обратиться, мы же с ним не знакомы...

Блин, да может быть он сам ждет твоего звонка!

И это еще простой пример, потому что взрослые люди, как правило, хитрее чем дети. Ребенок хотя бы признается честно самому себе и взрослым, что стесняется. А взрослый хитрее даже не столько с кем-то, кто его контролирует, а даже с самими собой. Типа "да чего я ему буду звонить, это же будет совсем по-дурацки звучать, он меня за идиота примет, такой звонок только повредит нашим отношениям".

Дело в том, что клиент, которому так боится позвонить этот человек, порой сам боится позвонить своему поставщику или партнеру и попросить чего-либо. Не обязательно причина одна и та же. Может быть, он и сам еще точно не знает, что ему нужно, только смутно ощущая потребность, или не может квалифицированно объяснить, в чем состоит его потребность, и боится выглядеть дураком. Особенно это характерно для руководителей... Вы можете бояться позвонить им, но на самом-то деле фишка в том, что многие клиенты сами ждут, пока им позвонят. Некоторые из них непосредственно в этот момент ищут Ваши услуги или что-то на них похожее и будут рады Вашему звонку.

Забавно.  Мы что-то про себя решаем за других людей и на основании этого самого мнения отказываемся от действий, которые могут принести пользу не только нам, но и этому человеку. И - ничего не делаем. Потому что так спокойнее. Комфортнее... а он нужен, такой комфорт?

Я бы даже сказал, что если Вы хотя бы в течение недели не испытывали по своей собственной воле душевного дискомфорта, совершая действия, которых Вы боитесь (такие, как звонки новым клиентам) - сейчас самое время это сделать.

Неденежная мотивация - история с тренинга
[info]business_dude
Во вчерашнем посте обещал рассказать про пример неденежной мотивации.

Пару-тройку лет назад вел тренинг по управлению качеством и "бережливому производству" (хотя этот термин, на мой взгляд, неудачно отражает смысл английского понятия Lean, что в дословном переводе означает "стройный" или "тонкий").

Изюминка ситуации была в том, что тренинг проводился для начальников цехов горно-обогатительного комбината. Цех - это, например, карьер... большой такой, размеры в километрах исчисляются, по нему экскаваторы, БелАзы ездят и Катерпиллеры всякие, ж/д составы там с рудой и т.п. И работает человек 400 примерно. Поясняю: типичный представитель группы - человек лет 40-45, выросший до своей немалой должности с какого-нибудь младшего помощника экскаваторщика. И тут я такой приезжаю. Из Москвы, ага. В галстуке. Приехал учить как производство строить. Бережливое. Прикол ходячий.

Однако к концу первого дня все же взаимное уважение наладилось какое-никакое. Ну то есть я-то их с самого начала уважал, а вот обратное уважение всетки сложно было заработать. Но получилось, что само по себе уже очень много. От таких людей и по такой теме.

Когда мы про всякие там японские подходы заговорили, рацпредложения и как их системно внедрять-строить, у нас как раз на тему мотивации интересная дискуссия вышла (привожу не дословно, естественно, как пишется... на тренингах я не совсем такими словами говорю, да и реакцию участников в паре мест несколько утрировал - надеюсь, простят меня эти замечательные, знающие и очень профессиональные в своем деле люди:

Они: а вот как нам сделать, чтобы люди всякие улучшения сами придумывали и к нам шли?

Тренер: мотивировать надо людей, однако!

Они: а как их мотивировать-то? Без денег ничего ж делать не будут, а денег на премии нам ваще не выделяют!

Тренер: точно-точно не будут?

Они: Ага. Факт, не будут. Подавляющему большинству нафиг ничего не надо кроме денег.

Тренер: Ребята, а вам правда нужно, чтобы подавляющее большинство ежедневно перлось к вам с кучей бредовых идей? У тебя вот, Петрович, сколько человек в цехе работает - 300? Ты и правда хочешь, чтобы к тебе ну пусть не 300... хотя бы 50 человек каждый день бегало с рацпредложениями?

Мужики задумались... представили... кто-то посмеялся, кто-то ужаснулся.

Они: неее.....

Тренер: А вот скажи, Макарыч, у тебя есть в цехе люди, которые давным-давно работают, которых все уважают охренительно, и которые всю работа знают до последнего винтика?

Макарыч: да, конечно.

Тренер: скока?

Макарыч: Ну, человек 7-8 наберется.

Тренер: Ага. Здорово. А есть среди них такие, которым неймется? Ну те, у кого "зуд в одном месте", руки чешутся что-нибудь подкрутить чтоб получше работало или там убрать с дороги то, что валяется, всем мешает, но остальные это самое что мешает просто стороной обходят?

Макарыч: да, человека три-четыре таких есть.

Тренер: Ваще замечательно. Ну так вот тебе и люди, которые этим заниматься будут.

Макарыч: да не будут они. Они как работу закончат - домой спешат, к детям. А кто уже и к внукам.

Тренер: А ты им в рабочее время разреши!

Макарыч: Да ну на$#@! Они ж самые ценные работники, а тут будут целыми днями просто репу чесать!

В этот момент очень сильно подмывало рассказать анекдот про двух мужиков, которые, упираясь и потея, пилили бревно тупой пилой, а когда подошел третий и предложил пилу заточить, послали его лесом с словами "некогда, пилить надо!". Сдержался.

Тренер: А много ли таким людям времени надо чтоб что-то дельное обсудить. Посуди сам: они работу цеха знают?

Макарыч: знают, как свои... эти самые.

Тренер: Значит и проблемы все знают? Ну, по крайней мере самые наболевшие?

Макарыч: А то ж!

Тренер: Там им же тогда по 15 минут пару раз в неделю хватит чтоб собраться и обсудить. Проблемы ж они знают? Знают. Люди неравнодушные - сам говорил, так значит и над решениями уже думали небось... Остается только вместе собраться и обсудить. А?

Макарыч задумался.

Все: Так-то оно так, тока они все равно ничего делать не будут.

Тренер: почему?

Все: да потому что им за это все равно никто не заплатит!

Тренер: Хе. Смотрите. Первое: вы даете людям возможность реализовать свой "зуд в одном месте", причем с одобрения и явной поддержки начальства. Им это по кайфу? Однозначно. Второе: вы даете им возможность сделать это вместе с такими же, как они. Т.е. уже реализация "зуда" плюс тусовка и интересное занятие. Двойной кайф? Похоже на то. А теперь учтите, что всем этим им разрешено заниматься в рабочее время. И что, скажете, что ТАКИЕ люди не будут рады самому факту, что им дали заниматься любимым делом вместе с уважаемыми ими же единомышленникми, да еще и в рабочее время?

Все: глубоко задумались, зашумели... Тренер, к своему удовольствию, расслышал пару фраз "а ведь может и сработать, $#%..."

Тренер: а ведь еще учтите, что если они выдумают что-то путевое, то и внедрять это будет легче, потому что доверия у людей будет больше, а сопротивления - меньше, ведь придумано-то будет (1) со знанием дела, и (2) "своими", а не начальством или умниками из центрального офиса...

Короче, мой рецепт простой: Вам не надо мотивировать всех. Надо найти "драйверов", которым в удовольствие делать свою работу и улучшать то, как она делается ими и их менее инициативными коллегами. А потом дать им возможность заниматься (1) любимым делом, (2) в рабочее время и (3) вместе. Детали каждый продумает для себя сам в зависимости от специфики бизнеса.

Рецепт, конечно, простой, банальный, но - работает :)

Кто-то помер, кто-то выжил... кризис? Да нет, просто жизнь.
[info]business_dude
Форд отчитался о прибыли - 2 млрд. $$$. В прошлом году были рекордные убытки, аж 14 миллиардов в минусе. Причем это единственный из автомобильных гигантов США, не прибегавших в прошлом году ни к процедуре банкротства, ни к государственной помощи. Молодцы! Значит, грамотно управлялись и до кризиса, раз сами вылезти сумели.

Miramax благополучно скончалась, больше такой киностудии нет. Бывает и такое.

Тойота в прошлом году отозвала 2 миллиона автомобилей из-за дефектов. Ай-ай-ай.... особенно для компании с репутацией самой качественной и технологичной, всякими канбанами и кайдзенами, книжками с названием "путь тойоты" и т.п. Почили на лаврах, судя по всему. Случается. Теперь собираются снова бороться за качество. Флаг в руки, может и получится. Потом придется за репутацию побороться, хотя восстановление репутации обычно дается тяжелее чем зарабатывание - у потребителя всегда есть соблазн сказать "Мы это от них уже слышали, и чем все закончилось?".

Кризис? Да нет, очередной (на этот раз - трудный) этап жизни для компаний и экономики в целом, только и всего.
  • В избранное

Мотивация при отсутствии денег
[info]business_dude
Прочитал статью в Ведомостях про мотивацию в кризис (т.е. когда банально нет денег). Сколько людей, столько же и мнений. И, как мне кажется, это - правильно! У каждого свой подход к мотивации, и к каждому же нужен свой подход.

ВЕДОМОСТИ

Страхи и пряники

В кризис, когда работники находятся не в лучшем расположении духа, а компании продолжают экономить, на первый план выходят программы нематериальной мотивации. Но действенны ли они?

Работодатели ожидали, что в кризис подчиненные начнут работать интенсивнее, боясь потерять рабочие места, — говорит Павел Безручко, гендиректор компании «Экопси консалтинг».
Читать целиком



Завтра напишу про одно из своих любопытных наблюдений насчет неденежной мотивации.
Метки:

Консерватизм, технологии и сокращение затрат
[info]business_dude

Недавно в здании, где базируется одна знакомая компания, поставили хитромудрую систему управления лифтами. Теперь внутри лифтов кнопок нету, зато на каждом этаже есть пульт. Давишь на кнопку нужного этажа, на пульте загорается номер лифта (их там аж шесть штук ходит), идешь к этому лифту и едешь на нужный этаж. Прогресс, панимаишь!

Однако осчастливленные прогрессом люди ропщут: вот нахрена так было делать? Время ожидания лифта выросло, причем раза так в полтора - два. Не всякий лифт, едущий в нужную сторону, останавливается, а не всякий остановившийся и идущий в нужную сторону, остановится на нужном вам этаже... Недовольны люди чудом технической мысли, короче. Хотят чтоб как раньше было: нажал на кнопку и уехал на первом же лифте, идущем в нужную сторону. И чтоб в лифте кнопочки были внутри - на случай если, например, передумает человек пока в лифте едет, и захочет на другом этаже выйти. Нестандартный сценарий? Конечно, но не такой уж и редкий. Зато контора, эксплуатирующая здание, очень гордится техническим новшеством, и расписывает его потенциальным арендаторам как преимущество!

В связи с этим вспомнилась пара историй про внедрение... скажем так, "одной из широко известных ERP-систем".

Как-то проводил я серию тренингов для руководства крупной добывающей компании. Среди прочих участников-руководителей был и IT-директор. Очень умный и энергичный человек, кстати. Так вот когда речь заходила о консультантах, он постоянно говорил примерно следующее: "Я видел как компания XXXXXXXX внедряла эту систему на аналогичном предприятии, так там они этим три года занимались и на 5 работников предприятия по одному консультанту приходилось! А мы за девять месяцев то же самое сделали, вдевятером!!!"

Признаюсь честно, эти слова меня впечатляли... ровно до тех пор, пока я не стал проводить те же тренинги для групп "замов". Там, когда я попробовал сослаться на эту историю для примера успешного проекта на их же собственном предприятиии, мне было сказано буквально следующее: "А вы знаете, как мы с ней теперь работаем-то? Делаем все то же самое что и раньше, только в дополнение к этому еще то же самое и в системе..." Т.е. был один поток работ, а стало два. Не другой (более быстрый/надежный и т.п.), а два(!). Почему? Ответ подкупил своей прямотой: "Да там много чего нужного нам нет, да и данные теряются периодически, и вообще..."

....лифт!.......

Вторая история произошла не так давно уже на глазах. Там ту же саму систему внедряли у себя люди "опытные", знающие всякие подводные камни... и ситуация вышла другая... Двойного потока работ не получилось: люди описали процессы, утвердили их, автоматизировали, и, после пилотного запуска, закрыли возможность работать по-старому. И наступил... он самый. Среднее время выставления счета клиенту выросло... чтоб не соврать... раза в четыре минимум. Это я так, для примера. Степень удовлетворенности клиентов перешла в красный сектор и нехорошо задымилась.

....лифт-2...

Причин тому масса, но главная - одна: люди, которые описывали, утверждали и тестировали бизнес-процессы, не являлись теми людьми, которым потом по этим процессам пришлось жить. Т.е. это были либо большие начальники, либо специалисты - "внедренцы"... При этом если спросить такого "внедренца" о том, как делать правильно, он обязательно скажет: надо обсуждать процессы с теми, кому по ним работать... Так мы ж и обсуждаем! С руководителями... А если спросить руководителя, так он же ответит: так с нами же и обсуждают! Причем обсуждают непосредственно со мной (с руководителем), ведь я (1) знаю как мы работаем сейчас, и (2) знаю, как надо работать!

Наверное, и те, кто такие лифты в том здании устанавливал, тоже думали, что так удобнее будет. Только ведь фишка еще и в том, что на такие вот "технологические новшества" деньги тратятся, причем немалые. А потом этих самых денег очень сильно недостает... Так что иной раз, глядя на то, что получилось от внедрения какой-либо технологической новинки, так и тянет сказать: если нет уверенности, что получится в точности как задумано, лучше б все оставили как есть, ей-богу... хоть денег бы побольше было...

Хотя одна польза от тех навороченных лифтов точно есть - люди стали больше пешком по лестницам ходить! А оно, говорят, для здоровья полезно...

  • В избранное

Полезное напоминание про деньги )
[info]business_dude
От некоторых формулировок слегка коробит, но с основной идеей согласен на 100%.


Приоритеты и умение послать нафиг
[info]business_dude


В субботу возил детей в музыкальную школу. Попутно стал свидетелем такой вот ситуации: парень лет 12-ти собирается идти домой, а проходящая мимо учительница (то ли фортепиано, то ли еще чего-то) спрашивает: "Вася, у тебя разве уже все занятия закончились?" Получив отрицательный ответ, начинает заворачивать ребенка назад. Тот упирается: дескать, уроков в школе тьму-тмущую задали, не успеваю сделать... Училка непреклонна: парню надо переодеться (куртку-ботинки там всякие и т.п.) и идти к своему преподавателю по хору отпрашиваться.

 

Ситуация с одной стороны вполне понятная: типа «все занятия нужны, все занятия важны». С другой стороны, в жизни все равно некоторые из занятий важнее остальных. Например, если ребенок не собирается посвящать свою жизнь музыке, то для него занятия и уроки в обычной школе на порядок важнее занятий в музыкальной. А если собирается - тогда уж это другое дело, и тут ему и родителям решать, одинаковых случаев не бывает, наверное.

 

Парень, что характерно, переоделся и пошел отпрашиваться. Училка, судя по всему, попалась понимающая и отпустила. А если бы нет? А если у парня действительно уроков выше головы, и необязательный даже в музыкальной школе предмет (т.е. хор) ему вообще никаким боком не уперся? Парень торчал бы в школе еще пару часов, потом на пару часов позже лег бы спать. И т.д. и т.п. А ведь в жизни у него не только хор бывает, наверное…

 

Подумалось мне в связи с этим: а ведь похожие ситуации бывают у взрослых не менее часто чем у детей. Детьми командуют учителя, родители и т.п., а взрослыми - начальники на работе, жены-мужья, да порой те же родители, наконец... А самые главные командиры, конечно же, "их величества обстоятельства" или, чего доброго, "долг". Долг служебный, сыновний/родительский, еще какой-то... На самом деле вопрос существования таких "долгов" сам по себе не так уж и плох. Проблема в ситуации, при которой такие вот долги и послушание заменяют здравый смысл.

 

Оно, конечно, проще так жить-то: не надо думать, как и почему надо повести себя в той или иной ситуации, на всё есть готовые шаблоны или находящиеся рядом люди-указатели (см. выше)... Почему я себя так веду? Да потому что должен. Или потому что так правльно, так сказали и т.п. Парнишка потерял пятнадцать минут, а кто-то другой - несколько лет, занимаясь тем, большая часть из чего ему в жизни нафиг не нужна.

 

Зачем, спрашивается? Вместо того, чтобы жаловаться, что на самое важное в жизни не хватает времени - не проще ли четко определить, что важно, расставить в жизни приоритеты и посылать к чертовой бабушка все остальное вместе с теми, кто требует от нас всякого, лично нам не нужного?

 

Конечно же, это не всегда будет просто, не всегда психологически удобно/комфортно, но… если оно (остальное) мешает главному… ДА ПОШЛО ОНО НАФИГ!!!


Почему многие не делают банальных, но нужных вещей?
[info]business_dude
Вот интересно... ведь все знают, что:
  • чистить зубы по утрам - крайне полезно, особенно если хотите, чтобы к 40 годам от них осталось то, чем не стыдно улыбнуться :)
  • чтобы утром быть бодрым и веселым, не стоит допоздна смотреть телевизор или играть в компьютерные игры )))
  • если хотите быть стройным (стройной) - надо меньше жрать и больше двигаться... причем каждый день
  • и т.д. и т.п.
Причем, что характерно, по улицам ходит куча народу, которые:
  • стесняются улыбаться из-за плохих зубов. думаете, у них не было под рукой зубной щетки и пасты?
  • спят на ходу и злы на всех вокруг из-за недосыпа. уверены, что у всех из них было так уж много работы или срочных дел этой ночью?
  • обросли салом так, что штаны 5-летней давности налезут разве что на руку... и вовсе не потом, что они так сильно сели после стирки
А между тем для предотвращения этого и еще многого другого надо всего лишь следить за собой в мелочах. Отказаться от просмотра нового фильма или дебильной передачи, если на часах больше чем 23:00. Отказаться от лишнего гамбургера или стейка, если нет чувства голода. Пройтись пешком до метро, даже если для этого надо выйти из дома на 15 минут раньше. Почистить зубы, наконец, даже если очень хочется спать, ведь это не займет больше трех минут... и так далее.

А теперь о том же, но в бизнесе.
  • Не смогли спрогнозировать спад продаж и получили кассовый разрыв? Ах, не было статистики за прошлые годы... да, конечно, это же так сложно - потратить несколько минут в день на сбор статистики... Зубы-то как, регулярно чистите?
  • Приходится брать кредит на невыгодных условиях? Что мешало раньше подумать, спланировать и аккуратно заняться этим вопросом заранее? Вы, случайно, не любитель посмотреть хороший фильм в третьем часу ночи?
  • Расходы растут, прибыль падает... Взяли на работу родственника или друга, положили ему хорошую зарплату и не особенно спрашиваете результаты? Переехали в новый офис... просто потому что понравился... Заказали консалтинг у крутой международной компании... не потому что надо, а потому что "положено". До метро, небось, пешком прогуляться тоже лень?
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ, ЗНАЯ ВСЕ ЭТО, ТАК СЕБЯ ВЕДЕМ???
  • В избранное

Заслуги запоминаются, просчеты - записываются!
[info]business_dude
Вспомнилось изречение, вычитанное в какой-то книжке то ли про Китай, то ли про Японию еще в студенческие годы. А ведь правы были восточные люди, однако!

Одна-единственная оплошность, допущенная в обращении с клиентом, может перечеркнуть довольно продолжительную историю хороших отношений.

За примерами далеко ходить не надо:

1. Сменил интернет-провайдера. Старый был очень хорош аж целых два с половиной года... но вот его купила более крупная компания из смежной отрасли и начались проблемы. Сначала полдня без связи. Потом день. Потом три дня... Точка. Решение принято, провайдера поменял. Т.е. три с половиной дня без интернета перечеркнули почти трехлетнюю историю хороших отношений.

2. Мой бывший работодатель испортил отношения с одним из ключевых клиентов. Клиент был абсолютно счастлив в течение пары лет, и хотел только нас (то есть теперь уже их)... а потом вышла серия косяков с оформлением документов. Бац! Клиент всерьез задумывается о смене поставщика этого вида услуг.

3. Ремонтировал машину в сервисе, был страшно доволен всем: гибкостью подхода, умеренными ценами, скоростью и качеством работы и т.п. В последний раз, с месяц назад, записался на 10 утра, приехал ровно в 10... все боксы заняты, но один - освобождается. Рано обрадовался. Подрулил какой-то тип, по всему - знакомец одного из мастеров, и его загнали вне очереди передо мной. Стоял - ждал полтора часа. Замерз как хрен знает кто, опоздал на работу и т.п. Были б у них достойные конкуренты недалеко от дома - ушел бы не задумываясь. Достойных конкурентов, к сожалению, нет... но и от моей лояльности тоже ничего не осталось. А ведь до этого я их всем рекламировал и даже смотреть в другую сторону не хотел полтора года.

Мораль: в отношениях с клиентами не должно быть такого понятия, как "допустимое количество косяков".

Один-единственный промах с вероятностью более чем в 50% приводит к тому, что даже самый лояльный клиент окинет свежим взором окружающий мир и задастся вопросом: "А нет ли рядом кого-то еще?" Подешевле или получше... или и то и другое... И тогда Вам придется бороться за него заново, но уже без прежней эмоциональной привязанности, а на основе тех самых гадских критериев а-ля "цена/качество".
  • В избранное

Правило "пи" при планировании
[info]business_dude
Если вам необходимо выполнить какую-либо работу впервые, и вам нужно назвать срок, за который она будет сделана - оцените самый пессимистичный сценарий... и умножте его на 3.1416... на "пи", короче :)

Переезжаю на другую квартиру... работает, зараза. Для наилучшего эффекта, правда, "пи" следует округлить в большую сторону )))


P.S. После переезда (т.е. со следующей недели) буду писать ежедневно, как до НГ.

Ночные банальности
[info]business_dude
Дъявол кроется в мелочах. Бог - в них же.

От мелочей очень сильно зависит успех или неудача в бизнесе. Это как зубы: если чистить их каждый день утром и вечером по 5 минут - будут гораздо здоровее чем если те же самые зубы не чистить вовсе. Намного здоровее.

Мы знаем огромную кучу всякого правильного о жизни и бизнесе. Много ли мы из этих знаний применяем на практике, в самые обычные (не критические, не кризисные, а обычные) времена? Если быть честным с самим собой - мало. Это когда кризис случается или какая-нибудь еще задница - вспоминаем об антикризисном управлении, оптимизации дебиторской задолженности или структуры капитала, сокращении затрат и увольнении дорогих бездельников.

А кто этих бездельников нанял на работу в "спокойное" время? Кто нарастил затраты, давал ненормальные отсрочки платежей при отгрузке и, не подумав как следует, брал в долг на невыгодных условиях, "лишь бы поскорее дали"? И т.д. и .т.п....

Вот из таких "незаметных" мелочей, в течение многих месяцев/лет "спокойной жизни", как правило, и складывается будущая жопа, в которую потом "неожиданно" попадают некоторые компании.

Не должно быть никакого "управления в кризис", "экстренных мер по выживанию в кризис"... Должны быть компании, которые спокойно проходят через трудные времена. Просто потому, что они так построены. Они и до кризиса не брали в долг на невыгодных условиях. Они и в спокойные времена не брали на работу дорогих бездельников. Они и в спокойные времена продумывали свое развитие так, чтобы не выносить центр тяжести за точку опоры в надежде на то, что рынок будет расти бесконечно.

Многие сейчас говорят и пишут, что кризис, якобы, закончился или заканчивается. Поживем-увидим... Но даже если это и так - давайте уж строить свой бизнес так, чтобы следующий кризис явился не катастрофой, а всего лишь трудным, но вполне преодолимым периодом.

Это возможно... и не так уж трудно. Просто надо побольше внимания уделять мелочам и дисциплине в соблюдении немногочисленных всем известных базовых принципов :)

P.S. Очень хочется сделать тренинг для руководителей на эту тему. Безумно. Настолько сильно, что, наверное, сделаю его даже если не будет заказа )))

Бизнес - отражение владельца
[info]business_dude
Каков бы не был Ваш бизнес, он - Ваше зеркало. Посмотритесь в него: а вдруг увидите что-то, о чем раньше не задумывались?

о как завернул....

:)

Смелее планируйте :)
[info]business_dude
Оно конечно, воплощать планы - сложнее чем их строить... но строить надо смело!

И вот на этапе построения стоит посмотреть этот ролик:


С наступающим Вас Новым Годом!
[info]business_dude
Здравствуй, дорогой Гость!

Спасибо тебе за то, что время от времени заходил сюда и читал мои мысли, бредни и идеи...

Обещаю в новом году писать чаще и интереснее - мне это дело (вести блог) наконец-то начинает нравиться)))


Хочу пожелать тебе в наступающем 2010 году... нет, не смелых планов - на них ты и без моих желаний сподобишься, я уверен в этом.

ХОЧУ ПОЖЕЛАТЬ ТЕБЕ В 2010 ГОДУ СМЕЛОСТИ, ПОЛЕТА ВООБРАЖЕНИЯ, ОТКРЫТОСТИ И СИЛЫ НАМЕРЕНИЯ, ДОСТАТОЧНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСЕГО, ЧТО ТЫ СЕБЕ В НЕМ НАМЕТИЛ. БОЛЕЕ ТОГО, Я УВЕРЕН ЧТО ВСЕ ЭТО У ТЕБЯ УЖЕ ЕСТЬ, ТАК ЧТО ЖЕЛАЮ И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО: ИСПОЛЬЗУЙ, ВСЕ ТО, ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ, ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ!!!

Вот ;)

До встречи в Новом Году!

Business_Dude

Новогодние поздравления как способ самомотивации
[info]business_dude
Сижу вот, поздравляю клиентов и коллег с Новым Годом...

И неожиданно для себя сделал маленькое открытие: если писать каждому пусть короткое, но адресное письмо, то со временем собственное настроение неизбежно поднимается все выше и выше )))

Вот :)
  • В избранное

Еще один ролик о продажах
[info]business_dude
Промо-ролик тренинга по продажам, но, в противовес многим подобным роликам - полезный.

Тема - "как преодолеть секретаря".



P.S. Никогда не бывал на тренингах этой компании и не имею ни малейшего представления об их качестве.

Что год грядущий нам готовит
[info]business_dude
Недавно проводил собеседование с потенциальным продажником... мило поговорили, в общем-то, вроде ценный кадр. Под конец отведенного времени беседа плавно перешла из режима интервью в режим "а поговорить?", и мне был задан такой вот вопрос:

- я слышал, что 2010 год по прогнозам будет самым тяжелым годом кризиса, стоит ли рассчитывать на развитие бизнеса в это году
?

Ответил ему то же самое, что хочу написать и сейчас:
  1. Да, кризис еще не закончился. 2010 год в целом будет не легче 2009-го. Но!
  2. 2009 год был очень плохим и для людей и для бизнеса, а
  3. 2010 будет для бизнеса лучше чем для людей, уволенных в 2009. Увы.
Из этого следуют, на мой взгляд, сразу два вывода:

Вывод 1:
В 2010 году можно и нужно начинать вкладываться в развитие Вашего бизнеса, если он построен по принципу b2b. Потому что хотя до времен благоденствия и счастливого процветания потенциальных клиентов еще и далеко, но те из них, кто пережил 2009, уже смогли как-то приспособиться к текущим условиям, перестали паниковать и начинают разумно смотреть на вещи:
  • Нужно ли им учить людей? Да, оставшихся - нужно. Более практично, более экономно, но - нужно!
  • Нужно ли им организовывать мероприятия? Реже, дешевле, и, одновременно, креативнее, но - нужно!
  • Нужны ли им связь, аудит, консалтинг, подбор персонала, юридические консультации...? Да! Всё это нужно. Реже, меньше, дешевле, сфокусированнее... но - ВСЕ ЭТО НУЖНО любой организации до тех пор, пока она жива.
  • Полный отказ от b2b услуг происходит только в первые месяцы кризисного шока. Это время уже прошло.
Вывод 2:
В 2010 году будет все еще сложно найти работу на тех же условиях, к которым привыкли люди в докризисные времена. Вообще, поиск работы в кризисные времена - занятие неблагодарное. Поэтому если Вы еще без работы - подумайте о собственном деле или о фрилансе как способе заработка.
Расширьте свое сознание, подумайте - в чем Вы действительно хороши, и... как Вы сможете это продавать. Если Вы умеете продавать себя сами - замечательно. Если нет - ситуация похуже, но далеко не смертельная. Найдите партнера/партнеров, с которым(и) будете делиться частью будущих гонораров.

Подумайте. В ближайший год вложение Вашего времени в развитие собственного бизнеса/практики может быть гораздо более эффективно чем просто поиск очередной работы, с которой Вас точно так же могут уволить :)

Как проводить/проходить собеседования: воскресное ;)
[info]business_dude
Исключительно в качестве воскресной развлекалочки - эпизод из Монти Пайтона про собеседования:



Хотя, признаться честно, некоторые эпизоды у меня вызвали ассоциации с тем, что довелось видеть на самом деле...
  • В избранное

Качества лидера
[info]business_dude
Вот давеча вспомнился мне момент, когда в некоем более-менее отдаленном прошлом созвал нас всех на собрание начальник и начал рассказывать о качествах того, кого он назвал бы лидером... список уже точно не помню, но помню что была там всякая херь типа:
  • благородства
  • сострадания
  • жалости
и прочее, и прочее...

а сегодня мне вдруг захотелось пораскинуть мозгами (в хорошем смысле этого слова) и сформулировать для себя то, что, на мой взгляд, действительно должно быть у лидера. Т.е. у человека, за которым захотят пойти другие. Не потому, что он "клевый парень", не потому что у него "много женщин и машин" в данный момент времени, а вообще - захотят, и все!

Вот что пока выходит:
  1. Наличие "Большой цели". К которой он готов идти несмотря на очень и очень многое. Или даже на всё.т
  2. Умение быть жестким и требовательным к другим и к себе. Это когда человека не интересуют причины, по которым что-то нужное не сделано. Т.е. вообще не интересуют. Интересуют способы, "цена" в широком понимании этого слова и сроки того, когда оно будет сделано.
  3. Умение слышать других людей и видеть свои ошибки. Тупой и энергичный баран будет лидером только до ближайшей крепкой стены.
  4. Умение вдохновлять людей на то, чтобы они делали больше, чем сами считают возможным. Достижение казавшегося невозможным вместе с кем-то вселяет желание работать с ним снова и снова.
  5. Стойкость перед лицом неудач. Напрямую соотносится с п.1, но заслуживает того, чтобы быть вынесенной отдельным пунктом.
Кажется, всё. Пока добавить больше нечего... но если у кого-то появились идеи - пишите, буду рад дополнить список действительно ценными пунктами.

Вышли из кризиса? Мы ненадолго, ща вернемся ;)
[info]business_dude
В Ведомостях наткнулся на забавную статейку:

ВЕДОМОСТИ

От редакции: Устойчивая зависимость

Кризис закончился. Устойчивость развития российской экономики успешно повышена.
Читать целиком



Суть статьи в чем? Государство формирует бюджет на следующий период. Обычное дело, казалось бы... но:

Рассматривается два сценария: один "оптимистичный", на котором строится бюджет, а второй - "пессимистичный", хотя лично я его назвал бы реалистичным... и на нем, что характерно, бюджет не строится )))

Как "всемирно признанный специалист" в области бюджетирования говорю: товарищей, которые предлагают строить бюджет(ы) только на основе оптимистичных сценариев, слушать не стоит. И не только в вопросах бюджета. М-да.

А стоит обратить внимание на несколько ключевых фраз из этой статьи. Фразы правильные, привожу их с комментариями:
  • Любопытно, что все варианты прогнозов основаны на зависимости российской экономики от цены на нефть.
    • B_D: Если кто не знает, цена на нефть - величина крайне переменная, колеблется под воздействием всяческих биржевых факторов и уронить ее вниз для любого крупного игрока, например, США - не такая уж сложная задача ;)
  • Те же, кто прогнозирует пузырь в 2010 г. и его сдутие в 2011 г., добавляют в расчеты спекулятивный фактор — рост цены нефти привлекает в экономику спекулятивный капитал, который так же легко затем и убежит.
    • Что мы неоднократно уже и наблюдали - в 98 сильнее, в 08 слабее...
  • Экономисты Сергей Гуриев и Олег Цывинский в презентации «Россия в кризисе» называют этот уровень цен на нефть достаточным для власти, чтобы не заниматься реформами в ближайшие 2-3 года.
    • ага, вот и мотивация. по крайней мере, пока можно ничего не делать: бюджет-то сходится! а то, что он вилами на воде писан - дык на то ж "эксперты" есть, которые его писали.... с них и спрос в случае чего.
  • Логика проста: «сценарий 70-80» позволяет сводить бюджет без дефицита, выполнять социальные обязательства и не трогать получателей ренты.
    • ключевое слово: получатели ренты. угадайте, кто это?
  • Необходимость модернизации и диверсификации экономики в повестке дня российского правительства уже 10 лет, каких-либо успехов за это время достичь не удалось
    • оно конечно! цена на нефть-то высокая, бюджет сходится... чего ж вам еще надо?
  • Впрочем, надо понимать, что невозможна «вечная правильная цена» на нефть. Издержки от ничегонеделания все время растут.
    • Чтоб было понятно: издержки от ничегонеделания растут, а состояние не улучшается. Получаем ситуацию из анекдота про лося: "Я пью, пью... а мне все хуже и хуже..."
Есть еще одна любопытная деталь, о которой в этой статье не говорится. А именно: на данный момент разведанные извлекаемые запасы нефти в России примерно соотвествуют годовому объему ее добычи, умноженному на 40.

Т.е. примерно через сорок лет (плюс/минус) нефть в нашей стране закончится. Можно, конечно, отговариваться тем, что находят и новые месторождения, но: (1) находят их с меньшими темпами чем осваивают, и (2) стоимость подъема нефти на поверхность, а следовательно, ее себестоимость, постоянно растет... а прибыль от продажи - падает.

Это я рассказал для тех, кто думает что десять лет без модернизации и диверсификации экономики - ерунда. 10 лет уже  просрали, осталось не больше сорока....

Меня вот интересует вопрос: что мы, как граждане этой страны, будем жрать в старости, наши дети в зрелости, а внуки - в молодости?

А?

P.S. Лично у меня надежды на государство, правительство и т.п. - ноль. Потому занимаюсь своим будущим и будущим своей семьи самостоятельно :)
  • В избранное

Антикредитор: ролик про кризис неплатежей, сделанный для ленивых дураков
[info]business_dude
Наткнулся на рекламный ролик антиколлекторов. Мда... Ну что могу сказать... ролик цепляет, но сделан для ленивых дураков ))).

Нет, в чем-то я даже согласен с оценкой того, что делали и делают банки, но валить на кого-то всю ответственность за то, что сам по глупости и жадности набрал кредитов, а теперь не можешь расплатиться - глупо. Уж если оказался в жопе - имей смелость признаться самому себе, что сам же туда и забрел. А не "злые банки заманили...". Иначе в следующий раз придешь туда же. Ну разве что другой дорогой )))



P.S. Повторюсь: ролик рекламный, не имею ни малейшего отношения к его авторам и не знаю, хорошо ли они работают :)
  • В избранное

Хочешь что-то изменить в жизни или бизнесе - делай!
[info]business_dude
Наткнулся на старую поговорку:

“Все глупцы и дураки живут ожиданием и надеждой”.


Подписываюсь.

Пояснение: глупцы и дураки те, кто живут только ожиданием и надеждой


  • Клиент сказал что заключит контракт? Замечательно! Но вместе с надеждой на это продолжайте поиск других клиентов.

  • Клиент сказал, что заплатит до нового года? Прекрасно, но если в дополнение к ожиданию платежа Вы проработаете запасные варианты своего финансирования на первую половину января - будет еще лучше!
Дурак и глупец будет ждать, что обещавший клиент заключит контракт и оплатит до нового года... и может остаться на новый год ни с чем. Шанс не 100% конечно, но он гораздо выше чем у того, кто найдет 10 таких клиентов и, например, договорится о возможности получить краткосрочный кредит.

Банально? Оглянитесь вокруг и посмотрите, какой %% ваших знакомых вовремя не подумал об этой банальности :)
  • В избранное

Ошибки при поиске денег
[info]business_dude
Сегодня утром попалась ссылочка на статью.

"Жизнь без ошибок может показаться скучной, но жизнь без финансовых ошибок, напротив, приносит уверенность, стабильность и радость достижения задуманных целей. Каких же самых распространенных ошибок стоит избегать, чтобы ваша финансовая жизнь была безоблачной?

Ошибка 1: Отсутствие «подушки безопасности» Подавляющее большинство людей считает, что какие-то накопления совершенно ни к чему: все равно все потеряешь, так зачем копить, если можно все потратить уже сейчас и купить некую нужную вещь?........."

Читать статью целиком


Мысли вполне здравые, имеет смысл ознакомиться :)

Список "Must-see" художественных фильмов по бизнесу
[info]business_dude
Вчера вечером пересмотрел фильму "Бойлерная" (Boiler Room), которую рекомендовал бы посмотреть всем, кто занимается продажами. Впрочем, я в этом не одинок )))

Художественную ценность произведения рассматривать не буду, ибо в киноискусстве не эксперт ни разу. Могу выразить только свое личное мнение - лично меня фильм цеплял весьма эпизодически, и больше половины эпизодов - связанные с холодными звонками.

После просмотра родилась идея набросать список фильмов, которые хочу рекомендовать для просмотра не с точки зрения их художественной ценности, а в качестве иллюстрации всякого полезного для работы. Скажу сразу, список составлен не по значимости или полезности, а как в голову пришло. Естественно, советую смотреть с нормальным переводом. Лучше всего - дублированные, иначе теряется основная ценность :)

1. Wall Street - знакомство с рынком ценных бумаг, ткскзть... и с понятием "инсайдер"... и вообще полезно
2. Поле чудес (Field of Dreams) - стоит смотреть из за замечательной сцены продажи идеи по принципу "ты их в дверь - они в окно"
3. Бойлерная (Boiler Room) - продажи. смотреть однозначно.
4. Семьянин (The Family Man) - смотреть из-за сцены продажи себя работодателю (во второй половине фильма)
5. Здесь курят (Thank You for Smoking) - дает (1) хорошее понимание профессии лоббиста и (2) замечательная иллюстрация публичных выступлений на сложной аудитории
6. Дельцы, они же "Американцы" (Glengarry Glen Ross) - продажи. Must See.
  • В избранное

Прелести удаленной работы
[info]business_dude
ВЕДОМОСТИ

Без отрыва от пляжа

Уволиться и сбежать от офисного рабства на тропический остров может практически каждый. Гораздо труднее поселиться «на пляже» и при этом остаться в привычной профессии

Анастасия Гамеза, менеджер по правам издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер», в этом году переехала из Москвы на остров Тенерифе.
Читать целиком
Эта статья в блогах[?]
analyseman, elizabet-z, plastovets




От себя могу добавить: даже работа в "домашнем офисе" в Москве изрядно экономит время и добавляет комфорта. Как минимум, не надо каждый день тратить по паре часов на пробки или метро.

Правда, самодисциплины тоже требуется побольше :)

Ошибки на собеседованиях
[info]business_dude
Попался прикольный ролик на тему.



Однакож все - правда. Отсобеседовав за свою жизнь пару сотен кандидатов, могу смело сказать: действительно, представлены довольно типичные ошибки, причем даже почти без преувеличения.

Да и девушку хорошо подобрали - типичный образ "блондинки". Впрочем, однажды ко мне приходила устраиваться похожая девушка: рост не меньше 180, абсолютно модельная внешность, подаренная бойфрендом красивая машинка и все такое прочее... и при этом - прекрасные мозги, лучше чем у пары десятков конкурентов и конкуренток на эту вакансию. И вполне искреннее желание работать. Был очень приятно удивлен, а потом - огорчен, когда не смог взять на работу.

Финансовая грамотность - с детства!
[info]business_dude
Решил написать коротенькую заметку под таким названием после того, как в голову пришла идея сделать тренинг по финансам для школьников. Идея слегка сумасшедшая, но на первый взгляд выглядит стоящей.

Нафига школьникам финансы?

Ответов сразу два:

Ответ первый, самый простой и очевидный: финансовая грамотность нужна всем. И чем раньше она появится у человека, тем проще у него будет в жизни с деньгами. Это не панацея, конечно, но одно из необходимых условий.

Ответ второй, грубый: в подавляющем большинстве случаев когда говорят "обучение финансам", на деле учат вовсе не тому, что нужно в реальной жизни. Вот на этом остановлюсь чуток поподробнее.

Это как обучение айкидо: вам говорят, что Вы будете крутым и сможете победить самого-самого сильного исключительно благодаря вселенской энергии и волшебной технике, а на деле такое обучение только создает ложную уверенность и подвергает лишней опасности, поскольку появляется реальный соблазн почувствовать себя не умной добычей и остаться живым-здоровым, а стать крутым "хищником"... и крупно подставиться без особых шансов выкрутиться на самом деле. (Поклонники айкидо - можете кидаться в меня тухлыми помидорами, верить или нет - но я знаю о чем говорю).

Итак, "обучение финансам" в его классическом понимании примерно такое же: оно дает ложную уверенность в том, что уж финансово-грамотный человек, мол, с деньгами обращаться умеет.... Хрен там! Я знаю кучу людей с финансовым образованием, которые даже до кризиса находились, простите за выражение, в глубочайшей, финансовой же, ЖОПЕ. Просто потому, что их знания были мало применимы для реальной жизни.

Ведь что надо знать обычному человеку о финансах? Нужно ли ему представление о двойной записи? Есть ли ему реальный смысл задумываться о модели Дюпона или знать как считается TSR? Нафиг ему это не нужно. Потому что это специальные знания для специалистов, работающих над той или иной стороной финансов крупных коммерческих организаций. Знания, не имеющие практически никакой ценности для одного отдельно взятого человека. Более того, могущие быть помехой для ясности мышления, необходимой этому человеку для ведения своих личных финансов.

Простому человеку надо знать всего лишь несколько простых вещей:

1. как правильно посчитать все свои доходы и расходы, в том числе..
2. уметь правильно и честно (с самим собой) идентифицировать их источники и влияющие на размер доходов/расходов факторы, что позволит понять...
3. как и куда распределять те деньги, которые у него получаются, следовательно...
4. нужно знать несколько простых и понятных базовых правил инвестирования, среди которых...
5. нужно иметь представление о временной стоимости денег и уметь применять его для оценки своих финансовых решений

Точка. Может быть, я что-то упустил, буду признателен если добавите.

И, наконец, самое главное: чем дальше, тем больше убеждаюсь, что основы такой грамотности нужно преподавать еще в школе. Потому что первые свои ошибки в управлении деньгами люди совершают (и закрепляют в поведении) еще в этой самой школе или вскоре по ее окончании.

А к достижению полностью "взрослого" состояния большинство уже становится охренительно умными и вместо того чтобы слушать/читать/обучаться основам все той же финансовой грамотности отговариваются тем, что и так все знают/это и не нужно/нет времени...

И сидят по уши в долгах, продолжая вести дебильную финансовую политику и поджидая медленно подкрадывающуюся финансовую разновидность небольшого пушистого зверька.

Мини-мастер-класс прямых продаж
[info]business_dude


Вообще, в будущем буду в этом блоге уделять продажам больше внимания чем раньше.
Однозначно.

Цитата дня
[info]business_dude
Прислала бывшая коллега из "крупной международной компании":

Каждый раз, когда я слышу фразу "Скажи мне, только честно....", я с ужасом думаю: "Опять придется нагло врать...."

А все почему? Главным образом потому, что атмосферу искренности с (и между) сотрудниками руководству создать получается крайне редко.

Да в большинстве случаев никто даже и не пытается этого сделать.

а жаль

Кое-что о долгах (видео)
[info]business_dude
Коротенький ролик, в котором Роберт Кийосаки просто и доходчиво излагает одну очень правильную мысль, касающуюся долгов.



Мысль, в общем-то, не новая и хорошо известная большинству людей, имеющих отношение к управлению финансами: неразумно брать в долг для финансирования своих расходов. Исходя из этой логики, все потребительские кредиты (на квартиры/машины и тем более - на отдых) - прямой путь к бедности.

С чем я, собственно, абсолютно согласен.

Точка :)

Вы читаете журнал [info]business_dude